Акция Almaty Air Initiative: Замеры выхлопных газов
Результаты
Выбросы от автотранспорта — одна из главных причин плохого качества воздуха в Алматы. В городе на учете числятся почти 600 тысяч автомобилей (по данным Управления административной полиции). Каждый день в город въезжает около 400 тысяч транспортных средств (по данным АПК “Сергек”). Однако контроль за выбросами осуществляется только через 19 эко-постов, расположенных на въезде в город. Эти посты проверяют примерно по 50 автомобилей в день, что не позволяет охватить весь поток транспорта и обеспечить должный контроль за выхлопами.

Дополнительной проблемой является недостаточная эффективность текущей системы технического осмотра. Наше исследование показывает, что контроль за выбросами практически отсутствует, и многие автомобили могут эксплуатироваться без катализаторов. В условиях отсутствия надлежащих техосмотров водители не имеют возможности полноценно проверить состояние своих автомобилей на соответствие экологическим нормам.

Таким образом, получается, что автомобилисты рискуют получить штраф за превышение норм, но фактически не могут проверить свои машины на соответствие этим нормам. Если наказание предусмотрено, необходимо также предусмотреть эффективные предупреждающие меры, такие как техосмотры, которые должны работать согласно всем регламентам.

Бесплатная проверка автомобилей: улучшаем качество воздуха вместе
Мы запустили акцию для автовладельцев, позволяющую бесплатно проверить свой автомобиль на соответствие нормам выбросов. Это позволило водителям проверить показатели, без риска получения штрафов или других санкций.

Совместно с лабораторией компании «Ренессанс Плюс», которая также работает на эко-постах, мы организовали замеры выхлопных газов в нескольких локациях города. Важно отметить, что результаты измерений публикуются анонимно, не вносятся в базы данных и не будут передаваться в контролирующие органы.
      Что означает превышение по каждому из параметров:
      Оксид углерода (CO)
      Это токсичный газ без цвета и запаха, часто называемый “тихим убийцей”, образуется при неполном сгорании топлива. Превышение нормы CO указывает на недостаточную эффективность процесса сгорания в двигателе. Это может быть связано с неисправностью системы вентиляции картера, засорением воздушного фильтра, нарушением оборотов двигателя, повышенным давлением топлива или другими проблемами, вызывающими работу двигателя на богатых смесях (избыток топлива и недостаток кислорода). Также возможна неисправность катализатора.
      Углеводороды (CH)
      Эти органические соединения являются составляющими несгоревшего топлива и образуются при неполном сгорании. Превышение нормы по углеводородам может свидетельствовать о проблемах с системой впрыска топлива, потреблением масла или неполадках в системе зажигания, когда несгоревшее топливо попадает в выпускной тракт. Также это может быть вызвано неэффективной работой катализатора или его отсутствием.
      Результаты замеров выхлопных газов:
      В ходе исследования было проведено измерение выхлопных газов у 51 автомобиля, выпущенного в период с 1988 по 2022 годы. Результаты показали следующее:

      33 автомобиля из 51 (65%) превысили допустимые нормы выбросов, в том числе:
      • 23 автомобиля показали превышение по содержанию оксида углерода (CO);
      • 23 автомобиля по содержанию углеводородов (CH).

      Некоторые из этих автомобилей превышают нормы по нескольким показателям.
      Методы замеров и нормативы:
      Как проводят замеры выхлопных газов?
      Для бензиновых автомобилей и машин на газе**:
      Оксид углерода (CO) и углеводороды (CH): Замеры проводятся с помощью специального газоанализатора. Этот прибор позволяет точно измерить содержание оксида углерода и углеводородов в выхлопных газах.
      Для дизельных автомобилей:
      Дымность: Этот прибор измеряет уровень дымности выхлопных газов, что помогает оценить эффективность сгорания топлива и выявить возможные проблемы с двигателем или системой впрыска.
      **С 1 января 2024 года вступил в силу новый стандарт СТ РК 1433-2023, который регулирует выбросы загрязняющих веществ в атмосферу:
      • Автомобили с бензиновым двигателем теперь проверяются не только на содержание окиси углерода (CO), но и на углеводороды (CH).
      • По предыдущему стандарту, который действовал до конца 2023 года, контроль осуществлялся только по содержанию CO.
      Экологический класс автомобиля выявляется по следующей таблице:
      За превышение установленных норм выбросов загрязняющих веществ предусмотрен штраф по статье 334 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан (КоАП РК). Размер штрафа составляет от 10 МРП (минимальных расчетных показателей), что на данный момент составляет 36 920 тенге.
      Причины большого количества автомобилей с превышением норм:
      • Старый автомобильный фонд

        Большая часть автопарка в городе состоит из старых автомобилей, многие из которых не соответствуют современным экологическим стандартам и имеют высокие уровни выбросов загрязняющих веществ.
      • Низкая осведомленность и осознанность водителей

        Многие водители не обладают достаточной информацией о влиянии выбросов на окружающую среду и свое здоровье, что снижает их мотивацию к регулярному обслуживанию и проверке состояния автомобилей.
      • Отсутствие катализаторов

        Как мы уже упоминали ранее, многие автомобили эксплуатируются без катализаторов, что значительно увеличивает уровень выбросов. Подробнее читайте в нашем материале.
      • Отсутствие контроля в виде техосмотров

        Текущая система техосмотров неэффективна в контроле за выбросами. Читайте подробнее об этом в нашем предыдущем исследовании.
      • Ввоз автомобилей, не соответствующих стандартам

        Ввозимые в страну автомобили часто не соответствуют современным экологическим стандартам, что также способствует увеличению числа загрязняющих транспортных средств на дорогах.
      Выводы:

      Как и ожидалось, доля автомобилей с превышением норм увеличивается с возрастом транспортного средства. Значительная часть автомобилей с превышением оказалась не оснащена катализаторами. У некоторых водителей вместо катализаторов установлены пламегасители или резонаторы. Несмотря на внешнее сходство, эти детали имеют совершенно разные функции и не обеспечивают снижения уровня выбросов.

      Результаты измерений показывают необходимость улучшения системы контроля за выхлопами. Повышение осведомленности водителей о важности соблюдения экологических норм не только способствует улучшению качества воздуха, но и создает более здоровую и устойчивую среду для будущих поколений.