I: Износ: его причины и цена замены
При условии нормальной эксплуатации, средний срок службы катализатора составляет 10-12 лет (или 150-250 тысяч километров), после чего он требует замены. На срок службы катализатора влияют несколько факторов, таких как условия эксплуатации (горная местность или равнина), регулярность технического обслуживания и погодные условия.
Эти факторы играют особую роль в Алматы. Город расположен в горной местности, что усиливает нагрузку на катализаторы автомобилей. Кроме того, многие владельцы автомобилей не всегда следуют рекомендациям по регулярному обслуживанию своих транспортных средств, что еще больше усугубляет проблему. В итоге, сочетание этих факторов делает замену и надлежащую утилизацию катализаторов актуальной задачей для города.
Особую роль в износе катализатора, как отмечают опрошенные работники автосервиса, играет низкое качество топлива на городских заправках, что приводит к их частой замене. Действительно, на износ катализаторов может влиять высокое содержание серы и свинца в бензине, которые могут забивать поры и снимать напыление драгоценных металлов. Однако в открытом доступе нет свежих и достоверных данных независимых исследований качества бензина в Алматы. В 2017 году Акмарал Калмуратова, директор Независимого центра экспертизы нефтепродуктов «ORGANIC», заявляла, что в Казахстане отсутствует комплексная и надежная проверка качества топлива на заправках. Она также отметила, что продукты мини-НПЗ Казахстана (нефтеперерабатывающие заводы мощностью до 1 млн т/год нефти) не соответствуют установленным стандартам и нуждаются в тщательной проверке качества. В связи с несоответствием топлива, производимого мини-НПЗ, Министерство энергетики Республики Казахстан в начале 2024 года начало отзывать паспорта производства некоторых мини-НПЗ.
Чтобы понять ситуацию с качеством топлива в городе, Almaty Air Initiative проводит независимое исследование в рамках своей работы. Результатами данного исследования мы поделимся с вами уже в ближайшее время.
Поскольку у катализаторов есть срок службы, их необходимо своевременно заменять. Замена катализатора на автосервисах Алматы может обойтись от 85 тысяч до одного миллиона тенге. Стоимость замены сильно варьируется в зависимости от страны-производителя нового катализатора и требуемого количества катализаторов. Своевременная замена является ключевым фактором для поддержания эффективной работы автомобиля и соответствия его выхлопов экологическим требованиям.
Учитывая, что официальная статистика показывает, что 58% всех зарегистрированных автомобилей в Алматы старше 10 лет (из них более половины старше 20 лет), а в Алматинской области 3 из 5 машин старше 20 лет, проблема устаревших и неэффективных катализаторов приобретает особую остроту.
В Институте топлива, катализа и электрохимии им. Д.В.Сокольского, который занимается разработками катализаторов, заявляют, что у них есть решение проблемы катализаторов местного производства. В алматинском институте разработаны катализаторы на металлической основе (тогда как у конкурентов они - на керамеческой), содержащие сплавы хрома и алюминия, а также напыление из драгоценных металлов (в том числе и платину), что позволяет эффективно очищать выхлопные газы. Проводились и сравнения эффективности с катализаторами от конкурентов - по словам заместителя гендиректора Института, их катализаторы ничем не уступают. Вдобавок, катализаторы института предлагаются по цене около 140 000 тенге, что значительно ниже, чем у производителей оригинальных запчастей из соседних стран, чьи изделия стоят примерно 160-180 тенге и выше. Однако, на рынке - в том числе и в Kaspi магазине - подобные катализаторы можно найти и подешевле - за 60-65 тысяч тенге - от китайских производителей. В институте также поделились, что их разработки активно внедряются на рынке и используются в различных автосервисах региона.