ЧТО НЕ ТАК С ТЕХОСМОТРАМИ?
Что такое техосмотр и кто его проходит?
Во время этой процедуры, владельцы транспортных средств могут убедиться, что их автомобили находятся в исправном состоянии. Технический осмотр не только гарантирует правильную работу транспортных средств, но и способствует снижению выбросов вредных веществ в атмосферу, так как при прохождении осмотра также проверяется токсичность выхлопных газов.
Автомобили остаются одной из основных причин загрязнения воздуха, и добросовестное прохождение техосмотров могло бы положительно повлиять на влияние транспорта на качество воздуха.
Как должен проходить техосмотр?
- Проведение технических осмотров регламентируется “Правилами организации и проведения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним, за исключением механических транспортных средств и прицепов к ним Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований” утвержденным 26 марта 2015 года.
- Требования к проведению техосмотров регламентируются стандартом СТ РК 1811-2018 «Автомототранспортные средства. Обязательный технический осмотр. Методы контроля».
Согласно стандарту технические осмотры должны проводятся в два этапа:
1. Предварительный этап — сверка транспортного средства с данными о госрегистрации транспортного средства.
2. Основной этап — проверка в отношении комплектности, предельных значений параметров, износов (деформаций) отдельных компонентов, проверка тормозного управления, рулевого управления, обзорности, соответствия световых приборов, отражателей и электрического оборудования, проверка колес, проверка шин, подвески, элементов крепления к шасси (рамы) агрегатов и узлов, прочего оборудования, состояния рамы, кузова и факторов связанных с воздействием на окружающую среду: отработавших газов, утечки топлива и эксплуатационных жидкостей.
Все данные вносятся в единую информационную систему обязательного технического осмотра. По результатам проведения технического осмотра составляется диагностическая карта и выдается водителю.
В правилах указывается состав контрольно-диагностического оборудования пунктов техосмотра, пункты должны быть оснащены: роликовым тормозным стендом, люфтомером, газоанализатором и дымомером, прибором проверки света фар, тестером проверки люфтов в деталях рулевого управления и подвески, шумомером.
Как сейчас проводится техосмотр?
В последние годы в Казахстане техосмотры превратились в формальность, и диагностические карты выдаются без фактической проверки состояния автомобилей. Этот факт подтвердил наш эксперимент, а также исполнительный директор Республиканской ассоциации центров технического осмотра автомототранспортных средств, Дмитрий Катунцев.
«Примерно в 80% пунктов оборудование вообще не работает. Номинально оно есть, но фактически использовать его невозможно,» заявляет Дмитрий Катунцев.
Результаты нашего эксперимента говорят о том же:
Когда команда Almaty Air Initiative, под видом клиентов, объехала восемь пунктов техосмотра, нам предлагали провести осмотр за 3-5 минут
вместо положенных 20 минут, указанных в правилах.
Как регулируются фиктивные техосмотры?
хотят проверить свою машину?
Помните, что техническое состояние вашего транспортного средства напрямую влияет на вашу безопасность, ваших пассажиров и других участников дорожного движения. Качественный техосмотр поможет предотвратить серьезные поломки, сэкономить на ремонте, повысить безопасность эксплуатации автомобиля и снизить вредное воздействие на воздух в Алматы. Относитесь к этой процедуре со всей ответственностью.
Какие изменения ожидаются?
Под “заниматься фотошопом” подразумевается ситуация, когда автовладелец отправляет фото своей машины оператору, а тот вставляет изображение автомобиля на свою площадку или изменяет госномер с помощью фоторедактора.
Процедура открытия и функционирования центров технического осмотра в Казахстане претерпевает существенные изменения. Ранее действовал уведомительный порядок: владельцы могли открыть центр техосмотра, просто отправив уведомление в соответствующий орган.
Теперь вводится разрешительный принцип: перед началом работы центры должны пройти проверку на соответствие требованиям и получить официальное разрешение. Это касается как новых, так и уже действующих центров, которым предстоит пройти переаттестацию.
Параллельно с этими изменениями, по словам Дмитрия, происходит передача информационной системы от АО «Национальные информационные технологии» к КазАвтоЖол. В связи с этим на данный момент приостановлена работа рабочей группы, занимающейся мониторингом рынка и выявлением недобросовестных операторов.
Также ведется работа по введению штрафов за фиктивное прохождение техосмотра для владельцев транспортных средств — 5 МРП, или 17 700 тенге, и увеличению штрафа для операторов техосмотра с 10 до 150 МРП, или до 517 500 тенге.
При выборе пункта техосмотра важно подходить с особой тщательностью. Требуйте качественного выполнения процедуры, чтобы избежать необходимости повторного прохождения осмотра. Это не только обеспечит вашу безопасность, но и поможет поддерживать благоприятную экологическую ситуацию в городе.
