Ranking Digital Rights 2019

Вопрос безопасности персональных данных в эпоху Интернета не всегда заботит пользователей: их интерес к защите своих данных возникает спонтанно и чаще всего связан с громкими делами по поводу масштабных утечек данных. 

Ежегодное исследование Ranking Digital Rights (RDR) призвано установить стандарты, побуждающие цифровые компании соблюдать универсальные права человека.

Ranking Digital Rights (RDR) каждый год составляет рейтинг корпоративной ответственности самых влиятельных в мире компаний, занимающихся интернетом, и телекоммуникациями и производящих программное обеспечение. В рейтинге оценивается 35 показателей в трех основных категориях: управление, свобода выражения мнений и конфиденциальность.

На сегодняшний день рейтинг охватывает 24 крупнейшие компании по всему миру, в том числе и 2 компании постсоветского пространства: Mail.Ru Group (VKontakte, Mail.Ruemail, Mail.RuAgent, Mail.RuCloud) и Yandex (Yandex Mail, Yandex Search, Yandex Disk).

Яндекс предоставляет широкий спектр интернет-услуг в России, СНГ и за рубежом, включая поисковую систему Яндекса, а также электронную почту, облачное хранилище и карты. Количество казахстанских пользователей сервисами Yandex составляет почти 2 миллиона за 3 месяца.

Компания заняла восьмое место из 12 оцененных компаний, занимающихся интернетом и мобильными экосистемами, мало раскрывая информацию о своих политиках и практиках, затрагивающих свободу выражения мнений и неприкосновенность частной жизни. Яндекс внес существенные улучшения, опубликовав обязательство уважать свободу выражения мнений и конфиденциальность пользователей. Также улучшилось раскрытие информации о мерах, затрагивающих свободу выражения мнений и права на неприкосновенность частной жизни пользователей.

Яндекс не предоставляет информацию о правительственных запросах, которые он получает в отношении информации о пользователях, а раскрытие информации о политике в отношении свободы слова отстаёт от его российского партнера Mail.Ru. Несмотря на то, что Яндекс работает во все более ограничивающейся интернет-среде, которая не позволяет компаниям публично защищать права человека, компания может быть более прозрачной в отношении ключевых политик, затрагивающих свободу выражения мнений и конфиденциальность пользователей.

Вторая компания из СНГ — Mail.Ru Group, предоставляет онлайн-коммуникационные продукты и развлекательные услуги в России, СНГ и за рубежом. Аудитория сервиса в Казахстане составляет более 300 000 пользователей за последний квартал 2019 года. Деятельность Mail.Ru включает в себя поисковую систему, социальные сети, игровые платформы, почтовые сервисы, и платформы электронной коммерции.

Mail.Ru получил самый низкий балл среди всех интернет-компаний, занимающихся мобильными экосистемами, не предоставляя информацию о мерах компании, влияющих на свободу выражения мнений и неприкосновенность частной жизни пользователей.

Mail.Ruпочти не даёт информации о том, как он обрабатывает требования правительства по удалению контента или передаче пользовательских данных. Mail.Ru не хватает прозрачности в отношении параметров, которые пользователи могут регулировать и получать доступ к своей собственной информации, а также к мерам, которые необходимо предпринять для обеспечения безопасности этой информации.

С полным исследованием вы можете ознакомиться на сайте rankingdigitalrights.org.

Как следует управлять свободой слова в глобальной сети таким образом, чтобы поддерживать все права человека? Решение этой проблемы потребует инноваций и сотрудничества между правительствами, промышленностью и гражданским обществом, основанного на общей приверженности международным принципам и стандартам в области прав человека.

Перевод Надира Мухамеджан