Media Influence Matrix для Казахстана опубликован

Казахстанская общественная организация Accountability Initiative for Reform совместно с международным исследовательским консорциумом Media & Power Research Consortium выпустили Media Influence Matrix для Казахстана.

Когда новостной портал Vlast.kzначал свою работу в 2012 году, создатели надеялись получать финансирование от читателей. Однако только немногие были согласны покупать подписку, и порталу не осталось другого выхода, кроме как можно быстрее отказаться от платного доступа к информации. С тех пор никто не пытался повторить такую модель финансирования.

Казахстанцы не привыкли платить за новости, и это частично объясняет то, что все попытки казахстанских медиа монетизировать свою аудиторию обречены на провал. Но щедрые инвестиции правительства в медиа также играют большую роль, искажая рынок и препятствуя возникновению новых бизнес моделей.

Как пишет Адиль Нусипов, автор совместного отчета FundingJournalismот исследовательского центра CenterforMedia, DataandSocietyпри Центрально-Европейском Университете, Будапешт и AccountabilityInitiativeforReform, Алматы: «СМИ в Казахстане – это ошеломительно недееспособный рынок, в котором правительство играет несоизмеримо огромную роль, выделяя огромные суммы бюджетных денег большому числу медиа-компаний».

Согласно отчету, правительство в 2017 году выделило более 144 млн евро медиа-компаниями, что превышает совокупные расходы на рекламу в Казахстане. Это не только финансирование, но и контроль над управлением, что позволяет правительству установить контроль над большей частью казахстанских медиа. Из десяти наиболее просматриваемых телевизионных каналов только три не учреждены государством.

Когда вопрос непосредственно затрагивает новостные программы, государство делит свое влияние со своим географическим соседом Россией.

Растущую конкуренцию телевидению представляет интернет. Три четверти населения Казахстана пользуется интернетом, и влияние онлайн-медиа в последние годы неуклонно возрастает.

Правительство продолжает наращивать свое присутствие и онлайн. Оно владеет Kazinform.kz, Bnews.kzи 24.kz, тремя из десяти наиболее посещаемых веб-сайтов в Казахстане, и подавляет многие другие веб-сайты, принадлежащие частным компаниям.

В подобной среде пространство для развития независимой журналистики постоянно сужается. Филантропия могла бы быть решением ситуации, но ее финансирование несущественно по сравнению с правительственным. К тому же, иностранные доноры опасаются вкладывать средства в Казахстан, учитывая атаки правительства на медиа.

Читайте полную версию отчета на сайте: https://cmds.ceu.edu/funding-journalism-7