Опрос-исследование
Кто поддерживает зоны с низкими выбросами, а кто – против?
Алматинцы высказались о воздухе и транспорте.
Фонд Almaty Air Initiative провел социологическое исследование, чтобы выяснить, воспринимают ли жители Алматы транспорт в качестве источника загрязнения воздуха и как они относятся к идее внедрения зон с низкими выбросами (Low Emission Zones, LEZ).
Результаты показывают: большинство горожан поддерживают идею (51%), но поддержка распределена неравномерно и зависит от способа передвижения, дохода, пола и района проживания.
Методология
Исследование проведено методом онлайн-опроса. В опросе приняли участие 500 жителей Алматы в возрасте от 18 лет, отобранных с учетом пола и ключевых транспортных групп: пешеходы и пользователи общественного транспорта (200 человек), автовладельцы (200 человек) и таксисты (100 человек). Анкета включала как закрытые вопросы, позволяющие количественно оценить уровень осведомленности и отношение к зонам с низкими выбросами (LEZ), так и открытые вопросы, фиксирующие личные комментарии.
Анализ проводился с учетом социально-демографических характеристик респондентов, включая возраст, доход, семейное положение, наличие детей, кредиты и район проживания.
Насколько алматинцы обеспокоены воздухом?
88% респондентов заявили, что обеспокоены качеством воздуха в Алматы.

Особенно высок уровень обеспокоенности среди:
  • женщин (88%),
  • семей с детьми (90%). У женщин наличие детей заметно усиливает тревогу из-за качества воздуха: обеспокоены 90% матерей против 79% женщин без детей. У мужчин разница почти не ощущается — 88% отцов и 87% мужчин без детей одинаково считают воздух проблемой.
  • жителей Медеуского (92%), Ауэзовского и Турксибского районов (по 90%)

Обеспокоенность воздухом – универсальная тема. Даже среди тех, кто скептически относится к LEZ, большинство (88%) беспокоятся о качестве воздуха.
Транспорт как главный источник загрязнения
Почти половина респондентов (около 50%) считают транспорт основным источником загрязнения воздуха:
  • 41% называют главным виновником легковые автомобили,
  • еще 9% – грузовой транспорт.
Разбивка по способам передвижения показывает заметные различия в восприятии источников загрязнения. Среди респондентов, которые чаще всего ходят пешком, ездят на велосипеде, самокате или мопеде, почти половина (45,5%) считают основным источником загрязнения именно легковые автомобили, ещё 9% выделяют грузовой транспорт.

Среди пассажиров общественного транспорта почти половина (47%) также считают главным источником загрязнения автомобили, около 5% — грузовики, и порядка 23% — промышленные предприятия и теплоэлектроцентрали.

А вот среди автовладельцев лишь 34% признают вклад легковых машин в загрязнение воздуха, еще 13% винят грузовики. Однако большинство перекладывают ответственность на ТЭЦ и промышленные объекты (21%) и строительство (19%), что указывает на недооценку влияния личного транспорта на уровень загрязнения воздуха в городе.

Вопрос о старых машинах (старше 15 лет, до 2010 года выпуска) стал ключевой линией разделения в обществе.
  • 21% владельцев старых авто согласны, что их авто (до 2010 года включительно) загрязняют,  при этом абсолютное большинство (66%) не согласны с этим утверждением.
  • среди владельцев новых машин ситуация обратная — почти 59% признают, что старые автомобили серьезно загрязняют воздух в городе.
Это позволяет предположить, что владельцы старых машин реже признают их вклад в загрязнение воздуха города.

Похожая картина проявилась и в исследовании частного сектора: владельцы домов не склонны признавать, что их печи и топливо вносят серьёзный вклад в загрязнение воздуха. В ответах респондентов на первом месте по значимости оказались другие источники, тогда как сжигание угля в частных домах оказалось лишь на четвёртом месте среди источников загрязнения.
Показательно и то, что при выборе автомобиля экология практически не фигурирует среди критериев: на первом месте остаются цена, удобство и время, а не влияние на экологию.
Часть респондентов (24%) указывает на другие крупные источники загрязнения — ТЭЦ, строительство, промышленные выбросы и т.п.
Итог
Почти каждый второй пешеход или пассажир общественного транспорта напрямую винит автомобили, тогда как владельцы машин куда охотнее перекладывают вину на внешние факторы. Наблюдается тенденция: чем сильнее человек зависит от личного авто, тем меньше он готов признать его главным источником загрязнения.
Старые автомобили и LEZ: конфликт интересов
В среднем 51% респондентов готовы поддержать внедрение LEZ. Явных противников зон с низкими выбросами немного (18%), но они сконцентрированы в определенных группах.

Сторонники LEZ:
  • Владельцы новых автомобилей (не старше 10 лет) стали самой про-LEZ группой (65% поддержки).
  • Люди с высоким доходом связывают внедрение LEZ прежде всего с ожиданием положительного эффекта для здоровья: чище воздух, меньше болезней, более безопасная среда для семьи. В этой группе фиксируется высокий уровень поддержки инициативы (61%), тогда как в группах со средним и низким доходом – лишь около половины (48% и 50% респондентов соответственно ).
  • Респонденты старше 56 лет демонстрируют высокий уровень поддержки инициативы — около 60%. Для этой группы особенно важен экологический и медицинский эффект — упоминались астма, аллергии, нехватка кислорода.
  • Водители такси преимущественно “за” LEZ  — 59%  респондентов выразили поддержку инициативе.
  • Пешеходы, пассажиры общественного транспорта и пользователи такси группой (52% поддержки).
  • Женщины чаще поддерживают LEZ (51% «за» и только 13% против). Их главный мотив — здоровье семьи и детей. Мужчины при такой же доле поддержки (51%) более скептичны: противников среди них почти вдвое больше (21% против). При этом мужчины с семьями демонстрируют более высокий уровень поддержки (52%), что показывает важность фактора заботы о близких.
  • Жители, живущие в центре и на юге города (Алмалинский, Бостандыкский районы), где выше транспортная нагрузка.
Главные аргументы - здоровье и чистый воздух, а также желание убрать старые, “дымящие” машины. Многие воспринимают LEZ как инвестицию в будущее и готовы к постепенному внедрению, понимая, что эффект проявится не сразу. Есть и «пассивно-согласные» — те, кого мера напрямую не затрагивает и кто не возражает.

Противники и скептики:
  • Среди владельцев личных автомобилей поддержка LEZ ниже среднего уровня: 44% «за» и 27% «против».
  • В восприятии LEZ владельцы старых авто оказались самой критичной группой: только 26% выступают “за” зоны с низкими выбросами, а 39% — против.
Ключевые аргументы владельцев старых авто против LEZ связаны прежде всего с ощущением несправедливости (66%) и опасением дополнительных расходов (35%).

Почти половина респондентов (45%) прямо заявляют, что внедрение LEZ должно сопровождаться развитием общественного транспорта и программами обмена старых машин. Также остаются сомнения, что, убрав часть автомобилей, можно радикально улучшить качество воздуха: часть респондентов указывает на комплексное влияние других источников (ТЭЦ, стройка, промышленные выбросы).

В целом, в большинстве групп у LEZ сторонников больше, чем противников. Но именно владельцы старых автомобилей составляют ядро сопротивления: для них это не экологическая мера, а угроза бюджету и привычному образу жизни.
Открытые ответы
Сторонники LEZ:

“Очень хорошо: будем дышать чистым воздухом, дети будут меньше болеть”

“Улучшится экология, станет меньше проблем со здоровьем в зимнее время, когда работают угольные ТЭЦ”.

“Если в Алматы внедрят зоны с низким уровнем выбросов, это положительно отразится на здоровье моей семьи: станет легче дышать, особенно людям с аллергией и детям. Также снизится шум и пыль от транспорта, а город станет комфортнее для пеших прогулок”.

“В нашей семье у всех аллергия — ринит, крапивница. Шум и повсеместные машины мешают жить комфортно. Если их станет меньше, будет легче дышать и здоровье улучшится.

“Будет меньше машин и пробок, следовательно, чище воздух”.

“Улучшилось бы самочувствие меня и моих родных, изменилось бы количество пробок на дорогах”.

“Возможно, будет сложнее куда-то добраться, так как транспорт переполнен, но мы потерпим. Делайте уже что-то. Ждать дальше невозможно”.
Противники LEZ:

«Почему я должна платить за передвижение по своему городу, если моя машина проходит стандарты техосмотра?».

«Ударит по карману».

«Придётся поменять автомобиль, но пока мы этого позволить себе не можем».

«Я буду протестовать».

«Никак, всё равно всё разворуют».

«Пока не решится вопрос с застройкой города и коррупцией — крайне негативно!»

“Будет неудобно передвигаться по городу, сделайте программу обмена старых авто на новые с доплатой без процентов и рассрочкой на 20 лет.”

«Я потеряю клиентскую базу, увеличится оплата за мои услуги».
Ожидания от LEZ
Почти половина респондентов связывают внедрение зон с низкими выбросами с улучшением качества жизни - 47% опрошенных ожидают, что LEZ действительно приведет к более чистому воздуху в Алматы. Среди преимуществ реформы отмечается снижение транспортной нагрузки, обновление парка и мотивация переходить на общественный транспорт.

Проведенное исследование подтверждает, что внедрение зон с низкими выбросами в Алматы может рассчитывать на общественную поддержку. Жители Алматы в целом готовы поддержать внедрение зон с низкими выбросами, если будут видеть реальные улучшения — более чистый воздух и лучшее качество жизни.

Однако часть респондентов выражает опасения: их волнуют сохранение семейного бюджета, привычная мобильность и возможные коррупционные риски. Еще одно важное условие успеха — интеграция LEZ в комплексный подход, где параллельно решаются вопросы транспорта, инфраструктуры и промышленных выбросов.
В первую очередь горожане ожидают:
  • Инфраструктурных изменений
    Развития общественного транспорта и альтернативной мобильности — автобусов, метро, велоинфраструктуры.
  • Финансовой поддержки
    Программ утилизации и обмена старых автомобилей с компенсациями и льготами.
    “Если государство поможет людям избавится от старых машин и купить новее или новые, то это нам подходит”.
  • Честности
    Правил, которые будут распространяться на всех без исключения
  • Открытости
    Понятной коммуникации со стороны властей.
Заключение
Поддержка зон с низкими выбросами в Алматы во многом зависит от того, как меры по внедрению LEZ будут реализованы и восприняты горожанами.

Наше исследование показало: большинство жителей обеспокоены качеством воздуха, и почти половина связывает LEZ с надеждой на чистый воздух. Сторонниками становятся владельцы относительно новых автомобилей, таксисты, пешеходы, пользователи такси и общественного транспорта, женщины, семьи с детьми. Среди владельцев старых автомобилей пока больше скепсиса. Но именно для этой группы важно показать, что LEZ — это не столько ограничение, сколько возможность сделать Алматы современным городом, где чистый воздух станет нормой и правом каждого.

Полный текст исследования доступен по ссылке