Криптовалюта Facebook попала под проверку Европейского Союза

Проект по созданию новой криптовалюты Libra был анонсирован два месяца назад, а Европейский Союз уже занялся проверкой соответствия новой инициативы Facebook правилам честной конкуренции.

18 июня 2019 года Ассоциация Libra анонсировала создание глобальной криптовалюты Libra на основе технологии блокчейн. Facebook, одна из компаний-учредительниц Ассоциации, также заявила о создании своей криптовалюты Calibra, входящей в Libra Blockchain. Два месяца спустя антимонопольное ведомство Европейского Союза занялось проверкой инициативы Facebook по созданию валюты, которую невозможно контролировать и управлять, на соответствие правилам честной конкуренции.

Согласно документу, изученному Bloomberg, Европейская Комиссия в настоящий момент рассматривает потенциальное антиконкурентное поведение Ассоциации Libra, опасаясь, что новая платежная система будет нечестным образом перекрывать конкурентам вход на рынок, заявлено в опроснике, разосланном ранее в этом месяце группам, связанным с предложениями от Libra. Расследование фокусируется на структуре управления и членстве Libra Association. В опроснике ЕС также говорится о проверке возможного внедрения кошельков Libra в сервисы Facebook WhatsApp и Messenger.

Официальные представители выражают обеспокоенность по поводу того, что Libra может создавать препятствия конкуренции, используя пользовательские данные. По словам экспертов по защите данных, у Facebook есть потенциал совмещать громадные резервы личных данных с финансовой информацией и криптовалютой, что усиливает обеспокоенность по поводу конфиденциальности в отношении структуры сети и механизмов обмена данными. Представители ведомств по защите данных ЕС, США, Соединенного Королевства, Канады, Австралии, Албании и Буркина-Фасо выступили с совместным заявлением, выражая обеспокоенность по поводу обработки персональных данных пользователей и запросив соответствующие вопросы.

На слушаниях в Комитете Палаты представителей США по финансовым услугам член Палаты представителей Каролин Малони заявила шефу Facebook по криптовалюте Дэвиду Маркусу, что Facebook не стоит запускать криптовалюту, потому что «создание новой валюты входит в ключевые функции правительства, и должно выполняться демократически подотчетными институтами, которые подотчетны американскому народу. По крайней мере, вы должны согласиться запустить маленький пилотный проект, полностью проверенный Федеральной резервной системой и Комиссией по ценным бумагам и биржам».

В Facebook отказались прокомментировать расследование. Ранее Facebook обещал запустить криптовалюту только тогда, когда она будет отвечать всем нормативным требованиям.

Facebook не впервые обвиняется в нарушении антимонопольного законодательства. В феврале этого года Федеральное антимонопольное ведомство Германии заявило, что Facebook нарушил закон страны, и потребовал от компании перестать автоматически делиться данными с Instagram и WhatsApp и другими своими сервисами или с сайтами через кнопки «нравится» и «поделиться». Это было первое решение подобного рода в Европе, воплотив в реальность идеи, которые всегда вызывали дебаты в академических кругах и в мозговых центрах.

Пока американские главы антимонопольных ведомств и законодатели усиливают проверки технологических гигантов как Google, Facebook, Apple и Amazon, проходит множество дискуссий о том, как можно обвинить компании в нарушении антимонопольного законодательства. Часто регуляторы смотрят на то, причиняет ли компания вред потребителю, что сложно доказать, если услуга бесплатная.

Глава антимонопольного ведомства Германии Андреас Мундт объясняет, что компании настолько доминируют в своих основных сферах, что потребителям, если они хотят пользоваться интернетом и социальными сетями, не остается ничего другого, как делиться своими персональными данными. Данные еще больше укрепляют позиции технологических компаний по отношению к соперникам, что является антиконкурентным.

Онлайн платформы постоянно собирают данные пользователей: на что человек переходил, как быстро пролистывает пост, какое видео останавливается посмотреть. Информация помогает компании как Facebook сделать выводы по интересам, личным связям и финансовому положению пользователя для более целевого размещения рекламы или для тренировки машинного алгоритма для будущих продуктов. Это необычайно прибыльная бизнес модель. Facebook в прошлом году заработал на рекламе 55 млрд долларов, а доходы от рекламы на Google составили 116 млрд долл.

Внушает беспокойство нехватка конкурентов, которую Мундт объясняет доступом компаний к данным и огромным финансовым ресурсам. Согласно Мундту Facebook контролирует более 95% рынка социальных сетей в Германии. Без конкуренции социальная сеть нечестно заставляет людей выбирать все или ничего, между согласием на неограниченный сбор своих данных и отказом от использования Facebook вовсе.

Германия находится на передовой глубокого осознания того, что законы должны идти в ногу с изменениями технологий. Правила, регулирующие нефтяную или транспортную индустрии, где доминирование измеряется в физических товарах и повышении цен, не так легко применить к цифровым услугам, которые зачастую бесплатные и базируются на человеческом внимании и данных, а не на инфраструктуре.

Однако даже те, кто поддерживает обширные цели Германии, задаются вопросом, будет ли такой подход эффективным. Февральское решение позволяет Facebook продолжать делиться данными с Instagram и WhatsApp, если пользователи будут кликать на новое всплывающее разрешение. Многие спрашивают, насколько эффективным было это решение, если большинство пользователей даже не будут вчитываться. 

Эксперты в Соединенных Штатах, где антимонопольное законодательство работает в более узкой сфере, чем европейское, заявляют, что немецкий подход не будет работать, потому что он основывается на правилах приватности и защиты потребителей, которые не существуют в США. Но законодатели и федеральные регуляторы в Вашингтоне изучают новые способы отчета по данным в регулировании цифровой экономики.

«Антимонопольное законодательство станет неактуальным на цифровом рынке, пока оно не подстроится под осознание силы данных в анализе мощности рынка и доминирования», сказал Джин Киммелман, бывший главный адвокат антимонопольного ведомства Министерства юстиции США, который сейчас возглавляет Public Knowledge, адвокатскую группу публичных интересов, оказывающая пристальный надзор за технологическими платформами.

Господин Мундт говорит, что подход Германии не конечный ответ, но надеется, что подход вдохновит регуляторов к более смелым действиям, которые раздвинут юридические границы так же, как это сделали компании. «Нам нужны инновационные случаи. То, что мы сделали с Facebook, не найдешь в учебнике».