Что не так с техосмотрами?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили провести свое исследование. Мы посетили восемь пунктов техосмотра в Алматы под видом клиентов. Но прежде чем поделиться результатами нашего эксперимента и мнением эксперта…
Что такое техосмотр и кто его проходит?

Технический осмотр автомобиля (техосмотр) — это процедура проверки технического состояния транспорта на соответствие установленным нормативам безопасности и экологичности.


В Казахстане техосмотр обязателен ежегодно для автомобилей старше 7 лет и каждые 6 месяцев для автомобилей, используемых в предпринимательской деятельности в сфере автотранспорта.


Во время этой процедуры, владельцы транспортных средств могут убедиться, что их автомобили находятся в исправном состоянии. Технический осмотр не только гарантирует правильную работу транспортных средств, но и способствует снижению выбросов вредных веществ в атмосферу, так как при прохождении осмотра также проверяется токсичность выхлопных газов.


Автомобили остаются одной из основных причин загрязнения воздуха, и добросовестное прохождение техосмотров могло бы положительно повлиять на влияние транспорта на качество воздуха.



Как должен
проходить техосмотр?
  • Проведение технических осмотров регламентируется “Правилами организации и проведения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним, за исключением механических транспортных средств и прицепов к ним Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований” утвержденным 26 марта 2015 года.
  • Требования к проведению техосмотров регламентируются стандартом СТ РК 1811-2018 "Автомототранспортные средства. Обязательный технический осмотр. Методы контроля".

Согласно стандарту технические осмотры должны проводятся в два этапа:


1. Предварительный этап - сверка транспортного средства с данными о госрегистрации транспортного средства.


2. Основной этап - проверка в отношении комплектности, предельных значений параметров, износов (деформаций) отдельных компонентов, проверка тормозного управления, рулевого управления, обзорности, соответствия световых приборов, отражателей и электрического оборудования, проверка колес, проверка шин, подвески, элементов крепления к шасси (рамы) агрегатов и узлов, прочего оборудования, состояния рамы, кузова и факторов связанных с воздействием на окружающую среду: отработавших газов, утечки топлива и эксплуатационных жидкостей.


Все данные вносятся в единую информационную систему обязательного технического осмотра. По результатам проведения технического осмотра составляется диагностическая карта и выдается водителю.


В правилах указывается состав контрольно-диагностического оборудования пунктов техосмотра, пункты должны быть оснащены: роликовым тормозным стендом, люфтомером, газоанализатором и дымомером, прибором проверки света фар, тестером проверки люфтов в деталях рулевого управления и подвески, шумомером.

Как сейчас проводится техосмотр?



В последние годы в Казахстане техосмотры превратились в формальность, и диагностические карты выдаются без фактической проверки состояния автомобилей. Этот факт подтвердил наш эксперимент, а также исполнительный директор Республиканской ассоциации центров технического осмотра автомототранспортных средств, Дмитрий Катунцев.

"Примерно в 80% пунктов оборудование вообще не работает. Номинально оно есть, но фактически использовать его невозможно," заявляет Дмитрий Катунцев.

Результаты нашего эксперимента говорят о том же:

Когда команда Almaty Air Initiative, под видом клиентов, объехала восемь пунктов техосмотра, нам предлагали провести осмотр за 3-5 минут
вместо положенных 20 минут, указанных в правилах.

Дмитрий Катунцев
Исполнительный директор Республиканской ассоциации центров технического осмотра автомототранспортных средств
Из восьми пунктов техосмотра оборудование присутствовало в семи, однако не везде оно функционировало полностью. В одном пункте было отмечено, что тормозной стенд находится в нерабочем состоянии. В некоторых пунктах оборудование было готово к работе, в то время как в других - оно просто пылилось на полках для вида, а оператор даже не выходил из своей будки для осмотра транспорта.
Из всех пунктов один особенно выделялся: в боксе полностью отсутствовало стандартное оборудование, а тормозной стенд представлял собой самодельную конструкцию из труб и металлических листов, сваренных в виде тормозного стенда (фото справа).

Процедура техосмотра во всех случаях сводилась к получению фотографии на тормозном стенде, необходимой для занесения в единую базу. Для этого достаточно, чтобы кузовные детали автомобиля, такие как лобовое стекло, бампер, зеркала и световые приборы, были в порядке.

Стоит отметить, что операторы, в целом, готовы провести осмотр и измерения, если этого потребует сам клиент, но без персонального запроса этого никто не делает.
Сами операторы отмечают, что не все клиенты готовы потратить время на полноценный осмотр.

Большинство предпочитает пройти техосмотр быстро и получить заветный документ, а некоторые водители сомневаются, что их автомобиль соответствует всем требованиям, и избегают полного прохождения техосмотра.

"Есть добросовестные операторы, которые хотят работать на этом рынке. Мы им объясняем, что им нужно привести в надлежащее состояние техническое помещение и оборудование. Они готовы, у них есть желание и стремление, а также опыт в области техосмотра — они знают всю систему," — говорит Дмитрий. "А недобросовестные просто ориентируются на цену. По большому счёту, они работают только ради прибыли."
Как регулируются фиктивные техосмотры?
При выявлении пунктов техосмотра, которые проводят осмотры подобным образом, им грозят штрафы или лишение права заниматься деятельностью. Водителям, прошедшим техосмотр в таком пункте, может грозить аннулирование диагностической карты, о чём они будут уведомлены через сообщение от 1414.
Что делать добросовестным водителям, которые действительно
хотят проверить свою машину?
Категорически не рекомендуется проходить технический осмотр в пунктах, где отсутствует необходимое оборудование или оно неисправно. Настаивайте на тщательном и полном осмотре вашего транспортного средства, просите операторов детально объяснять каждый этап проверки. Это в ваших интересах - своевременно выявить возможные проблемы с автомобилем.

Помните, что техническое состояние вашего транспортного средства напрямую влияет на вашу безопасность, ваших пассажиров и других участников дорожного движения. Качественный техосмотр поможет предотвратить серьезные поломки, сэкономить на ремонте, повысить безопасность эксплуатации автомобиля и снизить вредное воздействие на воздух в Алматы. Относитесь к этой процедуре со всей ответственностью.
Какие изменения ожидаются?
На сегодняшний день уже приостановлена работа нескольких сотен недобросовестных операторов технического осмотра. По подозрительным диагностическим картам у операторов техосмотра запрашиваются видеозаписи. Если запись не предоставлена, работа оператора блокируется, ключи от станции отзываются, а станция закрывается до выяснения обстоятельств. Диагностические карты, выданные этой станцией, аннулируются.

"С прошлого года и до 22 апреля текущего года мы очистили этот рынок от операторов, которые занимались фотошопом," — заявил Дмитрий.

Под “заниматься фотошопом” подразумевается ситуация, когда автовладелец отправляет фото своей машины оператору, а тот вставляет изображение автомобиля на свою площадку или изменяет госномер с помощью фоторедактора.

Процедура открытия и функционирования центров технического осмотра в Казахстане претерпевает существенные изменения. Ранее действовал уведомительный порядок: владельцы могли открыть центр техосмотра, просто отправив уведомление в соответствующий орган.

Теперь вводится разрешительный принцип: перед началом работы центры должны пройти проверку на соответствие требованиям и получить официальное разрешение. Это касается как новых, так и уже действующих центров, которым предстоит пройти переаттестацию.

Параллельно с этими изменениями, по словам Дмитрия, происходит передача информационной системы от АО "Национальные информационные технологии" к КазАвтоЖол. В связи с этим на данный момент приостановлена работа рабочей группы, занимающейся мониторингом рынка и выявлением недобросовестных операторов.

Также ведется работа по введению штрафов за фиктивное прохождение техосмотра для владельцев транспортных средств — 5 МРП, или 17 700 тенге, и увеличению штрафа для операторов техосмотра с 10 до 150 МРП, или до 517 500 тенге.
Технические осмотры автомобилей играют важную роль в обеспечении безопасности на дорогах и защите окружающей среды. Они не только подтверждают исправность транспортных средств, но и контролируют объем выбросов вредных веществ в атмосферу.

При выборе пункта техосмотра важно подходить с особой тщательностью. Требуйте качественного выполнения процедуры, чтобы избежать необходимости повторного прохождения осмотра. Это не только обеспечит вашу безопасность, но и поможет поддерживать благоприятную экологическую ситуацию в городе.

Подписывайтесь на нас в соцсетях: