Исследование
Что думают алматинцы о внедрении зоны с низкими выбросами
Рассказываем о результатах опроса в фокус-группах

Фонд Almaty Air Initiative провел исследование отношения жителей Алматы к возможному внедрению зон с низкими выбросами (LEZ).


Цель исследования – выявить уровень осведомленности населения, оценить восприятие экологических угроз, готовность к переменам и требования к реализации экологических программ.


В чем суть исследования?


Исследование охватило три группы с разным образом жизни и транспортным поведением – автомобилистов, таксистов и пешеходов. Жители едины во мнении, что воздух в Алматы загрязнен, Это мнение формируется не столько под влиянием медиа, сколько на основании личных наблюдений (выезд в горы и обозрение города Алматы с высоты) и физического самочувствия.


Экологическую вину за состояние воздуха опрошенные перекладывают на менее “контролируемые” источники, например ТЭЦ и точечную застройку. Вклад транспорта в загрязнение признается, однако личная ответственность отрицается большинством автомобилистов и таксистов.

«Машин много, но больше всего коптят автобусы и маршрутки. Вот с них и надо начинать»
Мужчина, 35-45 лет
автомобилист

Чувствительной группой, которая отдает отчет о том, что автомобили являются глобальной проблемой загрязнения воздуха являются пешеходы.

Отношение к LEZ
Программа LEZ малоизвестна: термин требует разъяснений, а после объяснения вызывает скепсис и тревогу. Зоны с низкими выбросами воспринимается как “налог на бедных”, “программа для богатых”, «еще один штраф сверху». Люди подчеркивают отсутствие альтернатив, ограниченность общественного транспорта. Еще одной преградой по внедрению является прямое недоверие населения к власти.
«Если всё грамотно объяснить, люди поймут. Главное – чтобы они видели, что это делается не ради штрафов, а ради них»
Женщина, 35–45 лет
пешеход
Ожидания и предложения
Респонденты не отрицают важности борьбы за чистый воздух, но настаивают на предварительном выполнении ряда условий:
– улучшение общественного транспорта (частота, кондиционеры, маршруты);
– программа утилизации старых авто с заменой на новые на льготных условиях;
– развитие инфраструктуры для пересадки: парковки на въезде, развозки;
– экологическое просвещение, в том числе через школы и блогеров;
– приоритетное информирование отдельных групп (пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, таксисты и курьеры, многодетные и малообеспеченные семьи).
Ключевой посыл реакций: «Мы не против перемен – мы против того, как нас исключают из этого процесса».

📎 С полным отчетом об исследовании можно ознакомиться по этой ссылке