Жулдыз:
— Давайте подробнее поговорим про зону с низкими выбросами. По сути, это общепринятая практика. Тем не менее мы видим, что много недовольных. В Лондоне люди ломают камеры, всячески сопротивляются, потому что им не нравится, что им запрещают въезд в определенные районы города. Как вы думаете, как нужно вводить low emission zones, чтобы это не вызвало какого-то всплеска недовольства среди населения? Потому что люди не любят, когда им запрещают. Человек всю жизнь ездил на своем автомобиле. Да, пусть он был не очень новым, пусть он был не очень экологичным, но тем не менее это его транспорт. И он заезжал, ездил, куда ему нужно по городу. А теперь в какой-то момент ему говорят, извини, ты теперь не сможешь заезжать. Либо только за деньги, либо в какое-то время. И, конечно, человеку это не понравится. Вот как с этим быть?
Ерлан:
— Во-первых, я сам всю свою сознательную жизнь занимаюсь государственным регулированием. И у меня есть некий такой соблазн, как у юриста, занимающегося госрегулированием, зарегулировать все, вести полноценное администрирование. И в этом плане я сам себя бью по рукам, в том плане, что здесь мы должны исключить однобокость при принятии решений. Необходим комплексный подход. Во-первых, это должен быть не только метод кнута, но и пряника. То есть, необходимо создавать систему стимулов. Необходимо создавать какие-то инструменты поддержки для нуждающихся в такой поддержке со стороны государства, для того чтобы помогать людям переходить, помогать людям приводить свои транспортные средства в нормальное состояние. Я категорически против того, чтобы копировать, допустим, опыт каких-то развитых стран, той же Великобритании. Это совсем другой уровень правовой культуры, совсем другой уровень менталитета. В любом случае, любой международный опыт, самый положительный опыт необходимо адаптировать под наши текущие реалии. Надо понимать, что 30 лет государства не уделяло должного внимания, скажем так, бедным людям. И теперь делать их крайними, при введении такого регулирования, и вводить регулирование, которое жестко закрутит гайки, и, в первую очередь, пострадают именно такие люди. На мой взгляд, это не является правильным. Поэтому меры регулирования должны быть дифференцированными в зависимости от уровня дохода, чтобы не получилось так, что для обеспеченной части населения изменения не повлекли существенных издержек либо затруднений, а наиболее, скажем так, не обеспеченная часть населения расплачивается за вот это 30-летнее бездействие в этом направлении. Поэтому, конечно, здесь должны быть и дифференцированные подходы к самому регулированию, и поэтапность этого внедрения low-emission zones. Ясное дело, что на первом этапе необходимо ограничиться определенными пилотными зонами для того, чтобы понять, протестировать оборудование, протестировать соответствующие информационные системы, вопросы администрирования. Понятно, что вот на этом первом этапе, даже вот сейчас, те правила, которые разрабатываются, они в полной мере не закроют все вопросы законодательного регулирования. Мы полагаем, что по итогам пилотного режима мы выработаем следующий пакет поправок, который будет направлен уже на восполнение тех пробелов, либо устранение тех вопросов, которые возникнут в процессе реализации данных пилотных проектов. Это тоже поэтапное системное введение с учетом ошибок тоже позволит во многом избежать тех негативных последствий, о которых вы говорите. Но любое регулирование всегда влечет нагрузку. Ни государство, ни общество в целом не готово мириться с той ситуацией, когда мы видим, проезжает машина по улице, стоит черный столб дыма, все мы здесь задыхаемся дружно, а люди просто игнорируют требования законодательства. Нигде в мире такое пренебрежение законами и правами окружающих, неприемлемо. И в этом плане, конечно, и санкции будут ужесточаться, и выявление будет существенно повышаться за счет новых механизмов, за счет вовлечения общественного контроля, опять же, увеличится процент выявляемости и привлечения к административной или к другим видам ответственности. Поэтому, конечно, нарушителям легче жить не станет, но и текущая социально-экономическая ситуация, наш менталитет при адаптации этих мер учитывать надо будет. В частности, я полагал, что необходимо учитывать доход на семьи для того, чтобы разрешить бесплатную парковку одного транспортного средства на семью в месте проживания. И заезд в эту зону бесплатный, учитывая, что человек там живет. Независимо от состояния транспортного средства на первом этапе. И, опять же, с увеличением стоимости за парковочное место и за пользование зонами для семей, где больше одного автомобиля. То есть на каждый последующий автомобиль должно каким-то образом увеличение происходить.